Сегодня публикуем интервью с героическим человеком — Ириной Швец. Ира получила образование тренеров собак у Анне Лилл Квам — несмотря на тысячи километров, которые отделяли ее родной Комсомольск-на-Амуре от Риги в 2013 году и Москвы в 2014 году. Помимо тренерской деятельности, Ирина начала заниматься грумингом и в следующем году планирует сделать это ремесло своей основной работой. Мы узнали у Иры, что ей не нравится в традиционном груминге и что она предлагает взамен.
Интервью с Ириной Швец (Комсомольск-на-Амуре)
1. Почему ты решила заняться не стандартным грумингом, а другим?
Наверное потому, что я не стандартный собачник, а «новокинологичный» и не могу относиться к собакам как-то иначе, независимо от ситуации и проблемы, которую нужно решить. Я не приемлю «двойных стандартов».
2. Какие возможны последствия для собак от старого груминга?
Поход к стандартному груммеру, особенно в салон, это крайне травматическое событие для любой собаки. Как это обычно происходит? Собаку приводят в не знакомое место (салон) к совершенно незнакомому человеку (мастеру), который без предупреждений и церемоний начинает малоприятные прикосновения, включая деликатные места. Помимо этого, кругом неизвестные и пугающие запахи, предметы, звуки, другие чужие люди и собаки. Также собаку фиксируют на столе с помощью петли на шее, якобы для страховки (хотя мне страшно представить, если собака все же спрыгнет со стола с петлей на шее). Хозяин, в подавляющем большинстве случаев, уходит, оставляя растерянного и напуганного питомца без малейшей поддержки. Дальнейший ужас зависит от степени запущенности собаки и, конечно, от мастера. Но как бы ни был деликатен и осторожен мастер, в рамках салона просто невозможен индивидуальный подход к собаке! У мастера существуют временные рамки, и если он не будет справляться с потоком клиентов, его просто на просто уволят или сильно урежут в заработной плате. Поэтому даже нормальные, сочувствующие собакам люди, загнанные в эти рамки, в конце-концов жестко зафиксируют собаку, приструнят, крикнут и т.д.… и доделают свою работу. Либо найдут себе другую, но таких людей мало.
Если у человека есть свой, проверенный мастер, то это все же несколько лучше, чем стандартный салон. Там меньше проходимость собак, часто совершенно домашняя обстановка, или мастер приходит к вам на дом, что для многих собак еще лучше. Меньше временные рамки. Главное, чтобы этому человеку можно было доверять.
К сожалению, даже у относительно нормальных мастеров очень низкий уровень знаний о собственно собаках. Они не знают признаков стресса, сигналов примирения, часто не знают элементарной анатомии, что очень важно — хотя бы для того, чтобы безболезненно поднимать собаке лапы и знать, в какой позе она может постоять 5 минут, а в какой всего пару секунд. Мастера идут на поводу у моды и пожеланий хозяина, часто думая о своем заработке намного больше, чем о собаках. Используют косметику, которая разрабатывается исключительно из эстетических потребностей владельцев, используют парфюм, стразы и много прочего, совершенно не нужного собаке и не отвечающего ее базовым потребностям.
Это был краткий экскурс в тему. А что касается последствий для собаки… Само событие очень травматично, это пытка. Я бы приравняла это к изнасилованию, в отношении человека. Реагируют все собаки конечно по-разному. Кто-то сильно сопротивляется, истерит, кто-то стоит, съежившись, и трясется, кто-то просто «отсутствует», но любая реакция свидетельствует о сильном стрессе.
Подрывается доверие к хозяину, ведь он водит собаку в салон снова и снова. Если салон посещается регулярно, может развиться хронический стресс. Может начаться неадекватная реакция: на предметы, звуки или людей, похожих на тех, что были в салоне.
При использовании косметики (ориентированной чаще всего больше на человека) могут начаться проблемы с кожей или шерстью. Про парфюмерию, думаю, можно даже не объяснять…
В оправдание некоторым владельцам могу сказать, что бывают собаки очень социализированные, приученные к груммингу и стрессоустойчивые, они намного легче переносят эту пытку, но тем не менее это все-таки пытка.
3. Что особенного в твоем методе работы?
Прежде всего то, что он учитывает, в первую очередь, потребности собаки, а не пожелания хозяев. Предполагает уважительное отношение к собаке, как к живому существу, а не вещи.
Я постепенно приучаю собак ко всем инструментам и манипуляциям, учитывая малозаметные признаки стресса и сигналы примирения. Собака должна мне полностью довериться, иначе никак.
Я не использую удавки для фиксации собак. В некоторых случаях, для страховки, можно использовать шлейку.
Я не использую парфюмерию и другие косметические продукты, в которых не нуждается ни одна собака. Шампуни и кондиционеры использую только максимально натуральные.
4. Этот метод у тебя готовый уже или ты его еще разрабатываешь?
Метод только-только разрабатывается, скорее всего, он будет немного меняться и корректироваться, учитывая практические наработки. Насколько мне известно, еще никто не пытался совместить грумминг и новую кинологию, мне очень интересно, что из этого получится!
5. Какие новые услуги в противовес грумингу по-старому ты предлагаешь?
Это комплексная программа по приучению к груммингу. Так же за новое можно считать нормальное отношение к собаке!
6. Какие услуги груминга ты не хочешь предлагать?
Подготовка к выставкам, приклеивание страз и блесток, окраска шерсти, использование укладочных средств и парфюма. Все это нужно только людям. И даже если результат процедуры и используемые материалы абсолютно безвредны, делать это в угоду человеческим потребностям, когда собака будет вынуждена стоять терпеть ненужные манипуляции лишних полчаса, а то и больше, я не буду.
7. Используешь ли ты в работе знания о симптомах стресса и сигналах примирения?
Конечно. Это база не только в работе, но и в повседневном общении с собакой.
8. Что ты делаешь, чтобы собака стояла и спокойно сносила процедуру?
Как писалось выше — это постепенное приучение, разумное, индивидуально подобранное время «разовых сеансов», использование сигналов примирения.
9. Какова максимальная продолжительность сеанса?
У старых грумеров собаки стоят по 2 часа… У меня — смотря что считать за сеанс. Если это полная стрижка, то она может длиться несколько часов, дней или даже недель, разбитых на короткие кусочки. Если за сеанс считать время, которое может постоять собака относительно неподвижно и позволять производить с собой различные манипуляции, то это не может быть больше 15 минут даже для самой терпеливой собаки. Потом нужно обязательно позволить ей отдохнуть, размяться, встряхнуться, может быть сходить в туалет или даже что-то пожевать. Конечно все очень индивидуально, количество «подходов» за день зависит от психического и физического состояния собаки.
10. Можно ли сделать так, чтобы собака не боялась грумера?
Конечно можно! С чего собаке бояться, если ее не пугают и вежливо и деликатно с ней обращаются? Главное — это сознательность владельцев и новокинологичный груммер!
Дополнительное чтение
- Ольга Кажарская. Сигналы примирения: маленькие послания с большим смыслом
- Тюрид Ругос. Диалог с собаками: сигналы примирения
- Ольга Кажарская. Решает проблемы поведения с помощью сигналов примирения
- Ольга Кажарская. Малозаметные признаки стресса у собак
- Кларисса фон Райнхардт, Мартина Нагель. Стресс у собак
Вопросы задавала Ольга Кажарская, издательство Догфренд Паблишерс